Чужая душа
-
- Поезд шел медленно.
Вагон сильно раскачивался и подскакивал на стыках разбитого пути.
Я сидел на жесткой вагонной лавке и смотрел в окно.
- Целый день на ногах, теперь
они гудят. За окном – отсыревший мартовский вечер, темнеет. Чуть
теплая отопительная труба у пола почти не согревает дырявый, продуваемый
вагончик. Зябко от сырости, холода и усталости. Медленно проплывают
намокшие ветви. Паровозный дым прибивает книзу.
На сером фоне изредка прочерчивают наклонные красные линии догорающие
угольки из паровозной трубы.
- Это было в марте 99 года.
Я возвращался по узкой колее из Купанского в Талицы, и было такое
чувство, что все это для меня обыденно, что возвращаюсь я на этом
паровичке каждый вечер после работы к себе домой в долгожданный
и простой сельский уют.
- Но ведь этого до сих пор
никогда не было – ни меланхолического раскачивания вагончика, ни
чертящих вечернюю сырость догорающих угольков. Может, это забытое,
из детства, из тех паровых дорог, и теперь напомненное, но там были
магистрали… А может, мне в награду дана чья-то душа и я теперь заново
переживаю то, что когда-то трогало другого человека.
- О, эта железнодорожная меланхолия
в сумерках мартовского вечера. Я, конечно, вспомнил, откуда это
настроение.
- …Шел восемьдесят пятый год.
Командировка в Ленинград заканчивалась. На Московском вокзале билетов
не было. И тут мне припомнился рассказ моего старого приятеля о
том, как во время войны его знакомые попали в подобную ситуацию.
Стояли жестокие морозы, билетов, конечно же, не было, и им посоветовали
отправиться с Витебского вокзала. Оттуда ходил до Москвы "пятьсот-веселый"
поезд, почти никому не известный. К их счастью, они на него сумели
сесть, только один из них сильно замерз и всё дрожал, не мог согреться.
Благополучно доехали. Тот, что продрог, дома сразу залез в горячую
ванну и… помер. Сердце не выдержало.
- Оказалось, что тот поезд
до сих пор не был отменен.
- Мое сердце не шалило, да
и не холодно было – всего лишь март, и я купил купейный билет до
Москвы "через Хвойную и Савелово". "Молодой человек, учтите, он
идет сутки!" - напутствовала меня кассир.
- Остался позади мой любимый,
почти не тронутый временем Витебский вокзал с его дебаркадером,
начали мелькать и закончились вместе с городом бетонные доты "Дороги
жизни", и начались глухие края.
- Прямой линией соединяет
две столицы главный ход. Электрификация, бесстыковой путь, несущиеся
в кромешной ночной тьме ярко освещенные вагоны. А наш ход – на деревянных
шпалах, рельсы со стыками, остановки у каждого столба. Он проходит
севернее главного пути, чтобы приблизиться к нему только у самой
Москвы, и вместе получается что-то вроде гигантского лука с натянутой
тетивой.
- В купе я был один. Проводник,
удивляясь чудаку, пожелавшему целые сутки ехать до Москвы, растопил
щепками титан и поил меня чаем, а в вагоне, как в избе с печным
отоплением, пахло дровяным дымом. Поезд кружил между берез, постукивая
своими колесами, вскарабкивался на подъемы и потихоньку спускался
в овраги, подползал к полустанкам. В окне вагона виднелся слабо
освещенный убогий вокзальчик. Садились и выходили старухи, кряхтели
на площадках общих вагонов, затаскивая вечные свои мешки. Большой
темно-красный тепловоз глухо бормотал впереди. Топталась у вокзального
киоска местная шпана, хрипел из последних сил заезженный магнитофон.
Тепловоз чуть слышно посвистывал, стонали под вагоном тяги тормозных
механизмов, и незаметно очередная "Кабожа" начинала плыть перед
глазами. Исчезал вокзальчик, терялись тусклые огни в окошках деревянных
домов, и опять начинали кружить голые тонкие стволы берез, почти
касаясь ветвями вагонного окна. Совсем темнело, сливались с чернотой
проталин остатки серого мартовского снега. Я не зажигал света и
всё смотрел, смотрел в окошко, боясь нарушить хрупкое чувство связи
этой слабой, бьющейся как жилка, однопутной дороги с окружающей
землей. Свет в купе – разрушитель. Он сразу отрезает мир вагона
от происходящего за окном.
- А проводник все кипятил
и кипятил свой титан:
- - Может, вам еще чаю?
- - Да, пожалуй…
- Я смотрел в почти темное
окно, и никто мне не был нужен, и никуда я не торопился, и желал
лишь одного – ехать вот так как можно дольше.
-
- Октябрь 1999 г.
Л. Макаров
Copyright © 1999-2001, Л. Л. Макаров
|