- Будучи на Кипре, я вел этот дневник,
возвращаясь из поездок и экскурсий. На страницах его до сих пор
(уже в Москве) видны пылинки прибрежного песка... Приехав откуда-нибудь,
я шел на море, ложился на берегу, на ласковой гальке, на самом солнце.
То и дело бросался в воду купаться, а в промежутках между ныряниями,
вылезши из воды, валился на соломенное покрывало и, погрузив ступни
в самый прибой, блаженно жмурясь от избытка жаркого света, записывал
впечатления. А иногда делал это и вечером, едва различая бумагу,
когда приходил на море просто побыть возле него, поговорить с ним...
- Один раз нахлынула приличная волна
и облила мне пол-дневника - ничего, высохло. И даже здорово, что
так произошло. Вот чем овеяны мои черновики, подумать! Романтика.
- Так как это именно дневник, отсюда
некоторая разрозненность, стихийность изложения, набросочность,
повторы...
Вульфов Алексей Борисович
Кипрский дневник
- ПРИЛЕТ НА КИПР. Великолепный, атлетический
красавец-лайнер Ил-96 компании “Домодедовские авиалинии” привез
меня на Кипр.
- На
снижении я припал к иллюминатору и ждал стерильной синевы моря из
рекламного буклета. А встретила меня дымка. Совершенно неожиданная
мутная серая дымка. Некрасивая, отчужденная. Неприветливая.
- Прозрачно было над Курском, Белгородом,
Украиной. Торжественно проплывали живыми картинами Сиваш с его буро-бирюзовыми
разводами, Крым со всей своей благодатью, ощутимой даже с одиннадцати
тысяч, добродушные его густо-зеленые выпуклости... Оранжевая кайма
берега у Ялты и разлившееся до бесконечности темное пространство
Понта Эвксинского... Пятно корабля на фиолетовой его поверхности,
еще какие-то морские ряби и пятна... Дикая и жутковатая серединная
Турция с такими унылыми прямоугольниками полей, и вот - Средиземное
море надвинулось под крыло, прошли мыс Анамур - и я тогда впервые
за весь полет сильно взволновался (до сего момента, прихлебывая
водичку, лишь радовался, не отрываясь от окна, как мальчишка, счастливо
благодарный самолету, который увозил меня из московской суеты и
забот в неведомый край, за границу, на далекую землю!*
); взволновался - подумайте, где мы летим - Средиземное море - Середина
Мира!
- Из этой дымки на снижении незаметно
появилась под лайнером земная плоскость. Море - черное полотно с
твердыми ребрами зыби. Посадка в Ларнаке со стороны берега. Волны
уже совсем близко мчатся под нависшими турбинами, кажется - еще
миг, и мы!... Но нет - жженая солнцем полоса располагается навстречу
огромному крылу, мягкое касание, аплодисменты в салоне, смех...
- Первый выход на трап, вдох нового
для тебя воздуха; первое дыхание еще не виданной, не пережитой земли.
Первый запах ее ветра. Жаль, что нельзя записать его на пленку,
как музыку или речь.
- Энергичный киприот - молодой, черненький,
стройный, коренастый, этакий греческий божок в безупречно белой
рубахе, с радиотелефоном - самый первый увиденный мною киприот -
вдохновенно размахивал руками, отдавая какие-то яростные команды
импозантным автобусам на стоянке, которые, принимая пассажиров,
один за другим лениво отъезжали. Ветер сильно трепал полотнища и
флаги у стеклянного здания аэропорта, шумел, и на этом фоне во взмахах
первого моего киприота казалось какое-то колдованье.
- Спустился по трапу, с благодарностью
поглядев на огромную мускулатуру крыла. Автобус без кресел, таможня...
Здесь очень долго таможня.
- ...Выход из аэровокзала на улицу
- на другую землю. Широкая площадь, вся уставленная машинами. Просто
царство разноцветных легковых машин.
*) По этому поводу по прилету на Кипр в тот же
день я послал домой следующее сообщение: «...И тут гляжу я и вижу:
в сияющем свете небес потеет крыло, прекрасен устремленный его рельеф,
и подумайте - впервые лечу я в далекую страну, и ждет меня незнакомый
берег, и так жмуриться приятно, упершись лбом в иллюминатор - и я
понимал, что совершенно счастлив, как почти никогда еще не бывал,
и все не верил, что это не сон...»
- Прибыли на Кипр!
- Первое впечатление: жара. Плотная,
всеохватывающая жара. До белесости воздуха. Дымка - из-за нее. Ветер
вибрирует и трепещет из-за нее - ветер с моря. Даже радостно немного
- настолько сильная, я бы сказал - здоровая, откровенная жара.
- Пресно
жаркий запах Кипра...
- Даже в аэропорту пахло высохшими
травами. Прилетал откуда-то этот дух нетронутого земного пространства...
От белесости, рожденной дымкой, все выглядело светло-серым - и море,
и холмы вдали, и соленое озеро у аэропорта, на котором, говорят,
есть фламинго.
- Здравствуй, Кипр. Здравствуй, Средиземное
море, середина мира!
-
- МОРЕ. А ночью пошел первый раз купаться
- Боже мой, улицу перейти - и Средиземное море, и я погружаюсь
в него!!!
- Огни вдали на побережье, как звезды.
На рейде плывут навигационные корабельные фонарики, мигают, загадочно
глядят на берег, на город. Переливающийся огнями лайнер уходит в
сторону Сирии. Сверкает, шумит, сияет Лимассол - лениво-радостное
царство удовольствий. Нескончаемая вереница фар несется вдоль берега.
- Можно сбросить рубаху и идти в воду.
Прямо у центральной улицы, спрыгнув с асфальта на прибрежный песок.
- Вдох, бросок - и прохлада живительной
воды. Целебной, мягкой! Гладит...
- Здравствуй, Средиземное море! Как
здорово!
- Выходить из него нет силы - еще и
еще хочется нырять, обволакиваться упругой водой, плескаться, как
первобытная рыба, в бесконечном чреве этом, радуясь пребыванию в
матери-стихии, ощущать себя плоть от плоти дитем земли...
- Ночь. Плещущие о берег чернила с
лиловыми остатками заката на отблесках пены. Вдоль берега вода издали
глядится словно размазанное черное повидло с блестками лунного света.
Огни Лимассола переливаются на прибрежной ряби. Несмотря на слепой
субтропический мрак, горизонт различим - как будто полоса прочерчена
там, где море касается неба.
Тонкие звезды разбросаны на огромном добродушном небосводе чуть
различимыми точками. Из-за влаги ветер морской пахнет словно прошедшим
дождем. Ветер ночного Лимассола...
- Огни, море, шум машин, фары, голоса,
обрывки музыки и восклицаний. Луна, ночь, горизонт, ветер, волна.
Радостное одиночество. Берег.
- Жизнь!
-
- ДОРОГА В НИКОСИЮ. Единым белесым
маревом насыщен день. Переполненный светом простор. Тянутся холмы
с пятнами кустарников, чуть заметны в дымке силуэты дальних гор.
Любопытные ощущения охватывают, когда подумаешь, что именно на таком
ландшафте, в сущности, состоялось человечество...
- Состоялось бытие Европы, во всяком
случае. Я вспомнил, где много раз видел такой пейзаж - вот так же,
на отдалении: на полотнах Рафаэля, Леонардо, Боттичелли, других
живописцев Возрождения. И на иконах. Вот он, передо мной, наяву
этот задний план представлений высших страстей...
- Кстати, Леонардо здесь, на Кипре,
бывал. В Лефкаре. И некоторые дома, которые помнят его, там целы.
- Из-за скупого вида меловых камней
холмов и пятен пыльных кустарников - доисторического такого пейзажа
- то и дело бродят какие-то фантазии: кажется, вот-вот из-за той,
допустим, скалы появятся всадники Великого Александра, ослепят взгляд
их сверкающие латы, полыхнет на солнце глянец тел... Или со свирепыми
возгласами вылетит римская фаланга с пестротой страшных своих перьев
на шлемах... Или османская конница расположится вон вдоль того склона,
словно стая хищных птиц...
- Мало ли здесь всего было! Кто только
не бродил по этой земле...
- Чудесно как вдоль дороги рассажены
олеандры, гибискусы, бугенвиллеи, джакарты - запомнил названия!
Счастливые цветы. Дорога как сплошной праздник - насколько радостнее
едется, когда путь твой сопровождают улыбающиеся лепестки!
- А вообще по сторонам пустынно. Не
особенно обжитый край. Холмы, сухие кустарники и оливковые деревья,
колючки и полевые растения вроде нашего проса... Довольно пусто,
одинаково и голо. Лишь вдалеке в туманах и вечном покое высятся
слои хребтов Троодоса...
-
- МУЗЕЙ
ИКОН В НИКОСИИ.Сегодня был в Никосии в музее икон. Их успели вывезти
из захваченных турками приходов.
- Иконы 8-15 в.в.
- Боже мой, какое это было художественное
- именно художественное - впечатление! Боже мой, какие лица и взгляды!
Совершенно, вне всяких времен, живые. Это музей состояний, чувств,
страстей человека. Выраженных в этих лицах. Абсолютное многообразие
настроений. Какая энергия! Какая сила жизни и сила к жизни! Это
глубочайшие страсти; это ничем, никакой посторонней примесью не
тронутые чувства. Это древняя свежесть земли и неба породила энергию
таких чувств. Какая энергия! Какая обращенность к человеку - чистая,
ясная, наполненная сочувствием и смыслом, совершенно искренняя!
И как легко читаются по лицам, как осязаемы состояния, какой глубокий
посыл во взглядах. Поразительные
бесконечные глаза Богоматери Одигитрии (бесконечная гуманность),
поразительная грусть св.Михаила, поразительные волнение и тревога
в ликах апостолов и ангелов (за нас волнуются), а уж сам Иисус со
своей едва ли не озорной улыбкой - всё, дескать, знаю про вас! Искреннейшее
всё; ханжества, выспренности, затуманенности вовсе нет! Все чистое,
молодое, светлое, волнующееся. Глядят, как живые.
- И думающие, и мудрствующие, и ласковые,
и строгие, и суровые - всякие лица. Галерея чувств. Совершенно живые!
- И в них воплощено всепонимание
про людей...
- А как сохраняется это все - на древних
кусках некого богатырского дерева (видимо, эвкалипта или сосны),
кое-где изъеденного и колотого временем, но доныне тверже веков,
на суровом полотняном оплете, гипсовом и еще каком-то сложном основании
в несколько слоев, написанное вечно свежими красками, немеркнуще
яркими...
- Стоишь рядом, совсем рядом, и понимаешь
- все это ОТТУДА...
- Сок жизни, нектар жизни лился на
меня с этих икон. Полнокровная и полнозвучная красота и ясность
исходили с них.
- А смотрят как эти лики - словно с
фотографий. Живые люди! Это не иконы, а портреты, развешанные в
фойе некого театра высших страстей. Портреты ангелов и святых.
- Абсолютная глубина и целомудрие чувств...
- И это светлый очень мир. Боже, какой
в этом Дух...
- Это сама красота мира и чувств человека,
переданная в ликах. Смотришь, и кажется - заговорят вот-вот с тобой.
Что-то добросердечно скажут тебе...
- Всё они, обо всем про человека знают.
И какая в них во всех энергия - прямое вещающее чувство. Энергия,
которую даже музыкой в полной мере не выразишь, никаким аккордом,
кластером, созвучием - это какие-то напряженные атомы, или, по Гумилеву,
“пассионарные” электроны...
- Да уж, вот где чувство... Вот где
витание жизни...
- Звуки какие-то, кажется, тянутся
сгустками... некие хоры, гармонии гудят, плывут, слышатся, ими полнится
зал икон, полнится душа, - чудятся какие-то голоса, шепоты, порывы
какие-то... Ведь это ко всему прочему насколько древнее все...
- Боже, какой живительный Дух...
- Рядом с иконами там забываешь про
бытие нынешнее. Там свой заряд, свое поле. Еще какое! В них погружаешься
- и начинаешь вдруг ощущать, понимать, постигать, узнавать то, о
чем в миру никогда и не подумал бы... Самое важное. Словно кислород
глотаешь. И переполняется душа; и так трогательно делается, сердобольно.
- И разум волнуется при осознании того,
сколь древний это посыл Духа...
- А на улицу выходишь - жара, люди,
голоса, клаксоны автомобилей. А ты вынырнул из такого... Из благодати?
Из неземного? Из источника вечного?...
- Запечатленные состояния человеческой
души... Столько незримого, но осязаемого движения чувств... И времени
неподвластны - здесь, в этом зале, никакого времени вовсе нет...
- В этих взглядах святых и ангелов,
в этих устремлениях духа, в этой необычайно сильной энергии, в этой
глубине и открытости страстей есть одна главная сила - Божья...
- Вера!
- Византийские времена, утро Европы...
- Земля в ту пору была еще совсем молодой,
чистейшей, нетронутой, исполненной огромного изобилия жизни. Тело
земли было еще совершенно непорочно, с бесконечно разнообразным
миром животных и растений. Страсти человека, тело человека питались
наисвежими соками земли. Вина густые разводили тогда водой - подумать!
Что же это были за вина! Что же это была за земная кровь?! Какая
сила была в каждом глотке?
- Дивная
живая природа (облик которой я и увидел здесь, на Кипре, наяву)
вспаивала эти страсти, и эту Веру в том числе... Такие вода и небо,
такие свет и воздух, которые нам, современникам, уже никогда не
видеть, не пробовать, которыми никогда не дышать.
- Византийские иконы в Никосии и росписи
во Владимирской церкви в Киеве - почти через две тысячи лет, - Боже
мой, какие качественно разные люди на них изображены, хотя
и там, и там они очень живые, искренние...
- Эти люди (да, они именно люди),
изображенные на византийских иконах, всё знают о том, что происходит
и что произойдет. Они добры и мудры. Они чисты и открыты. Они чувствуют,
переживают со всей силой сердца. Поэтому состояния, запечатленные
в этих иконах, вечно будут глубоко близки человеку. И обращены они
ко всему лучшему, что есть в нем.
- Совершенно живые лики: лица. Совершенно
живые страсти. Немеркнущий накал чувств, их прекрасная открытость.
Неослабное волнение.
- Все эти состояния и страсти творятся
вокруг Бога.
-
- ЛИМАССОЛ.
На внутренних улицах сонное, всеблагополучное безлюдье. Магазинчики
- прелесть! Если бы мог - наколлекционировал бы их. Изумительные
витрины на улицах - пестро-картинные, многоцветные. Из-за них весело,
ярко, а не навязчиво.
- Мир бизнеса и благополучия в бизнесе.
- Но все очень единообразно, а проще
сказать - одинаково. Кипр как-то “весь в себе”. Остров!
- Еда! Боже ты мой, какая тут еда!
Сколько ее! Царство еды! О!
- Великолепно, пышно продают в супермаркетах
овощи - в глубоких вместилищах, изобильными рядами - изумительно
красиво. А вот сами овощи разочаровали - в Москве они и спелее,
и ярче.
- Дивные
цветы всюду, и вообще замечательное оформление двориков домов -
с непременной пальмой, россыпью олеандров и глубоким древним кувшином
возле ступеней. Кувшин этот словно хранитель дома - раньше в таких
держали молоко, и в любую жару оно неделями не кисло.
- А сами-то дома - бело-серые кубы
и квадраты. Инопланетянский какой-то город Лимассол. Кажется так
из-за нагромождения современных строений, сплошь новых и не страдающих
архитектурными излишествами, с густым изобилием всюду над поверхностью
Лимассола торчащих баков для воды, солнечных батарей, каких-то антенн
и проводов. Все
одинаковое всюду.Порой ну совсем эклектика или какая-то кин-дза-дза.
Везде натянуты провода в пять
ровных полос, похожие на нотные линейки.
- Весь жилой Кипр вот такой. Кроме
старых частей городов со средневековой тоской их узких каменных
улочек, с остановившимся временем в их серых лабиринтах...
- В древней Лефкаре, бродя по таким
лабиринтам, да и в старой Никосии испытывал я скорее какую-то протяжную
тоску, чем восторг... Старый и унылый во всем этом слышался греческий
напев... Напряженно-медлительное
время, однообразие жизни и бедность... Очень не хватало цоканья
ослика по камням и смуглой спины какого-нибудь крестьянского мальчишки-погонщика...
- В Лефкаре сидят на такой улочке вдоль
крохотной доисторической мостовой загорелые, темные старики, солидные,
в интеллигентных очках, легких моложавых рубахах - сидят поодаль
ото всех, за особыми столиками - и пьют целыми днями свой кофе по-кипрски,
улыбчиво и неторопливо общаются между собой, с хитринкой поглядывают
на туристов. Могикане... К вечеру все автобусы уходят, увозят с
собой суету, и как в древности, как многие века это здесь - одиноко
ударяет и долго плывет над горами звук колокола старой церкви, усталые
женщины закрывают ставнями окна своих лавок с кувшинами и кружевами,
в наступившей прохладе остывают старые камни, улицы меркнут, делаются
совсем уж не от сего мира, и тишина глубокая на них приходит...
и старики, разойдясь по домам, остаются здесь в ней, думая каждый
о своем, рассуждая с собой и с Богом, прежде чем улечься спать и
уснуть...
-
- УЛИЦЫ
ЛИМАССОЛА. Лениво-уверенная обеспеченность во всем... Ездят смуглые
довольные люди на мотороллерчиках, в том числе и девушки. В машинах
с распахнутыми окнами. Улыбаются, пропускают пешеходов.
- Очень много старых-престарых автомобилей-пенсионеров,
настоящих музейных экспонатов на ходу - и это очень трогательно,
смотреть на них мило.
- Как
здорово ночью пахнет здесь морской сыростью, песком берега и дымом
из таверн!
- Блаженство, лень... После морской
воды жар и свет как обволакивают, горячий ветер обдувает... Вот
чудо!...
- Девушки-киприотки, по-видимому, целомудренны.
Когда ходишь по пляжу и идут они навстречу тебе в купальниках, стройненькие,
очень смуглые, томные, то никогда не посмотрят в глаза, отворачиваются.
- По-видимому, здесь вообще нет криминала
- совершенное спокойствие. Ночью я часами хожу вдоль берега один,
бродил вчера и по улицам - слепым и пустынным, и нигде не натолкнулся
на хамство или шпану. Никто здесь не тронет тебя - ты только никого
не трогай. Полиция, видать, хорошая.
- Я слышал, что кипреи не воруют. Вообще.
Лишний раз испытал я уважение к этому народу. Поразило меня и то,
что, когда выходим из машины, все оставляем в ней, не запирая двери:
“Никто ничего не возьмет”. Просто какие-то сказки после нашей России...
- Все очень чисто, ухоженно. А уж про
оформление кафе и магазинчиков я снял бы целый фильм-бестселлер
без слов - фильм-экибану!
- У кого здесь деньги и кондиционер
есть - м-да, проблем никаких... Живи в радостной лени и наслаждайся.
Ходи себе в разноцветные, воплощающие аккуратное лакированное изобилие
магазинчики (ну очень они мне тут нравятся!), покупай то да се ...
- И ешь - ешь без всякой передышки
и устали, ешь насыщенно, воодушевленно и умиротворенно, ешь и думай
о своем счастье, о том, как мир прекрасен, ешь и гляди на море,
и запивай соком из свежего апельсина, и на кончике языка лови соленую
пикантность, лукавую греческую остроту, кокетливо схватывай с вилки
маслинку, а затем мясом, курицей насыщайся во всех их мыслимых видах
и состояниях, откусывай со шпажки большой рваный кусок и стони от
вкуса горячего сока его, и гляди выпученно, безумно, но краем глаза
коси, как во дворе под ветвистой зеленою тенью жарят на вертелах
кебабы и угрюмо пекут баранину в доисторических печах, и нюхай синий
дым, исходящий из кухонь, и отхлебывай вино красное, и белое, и
глинтвейн, и “Кео” попробуй, и небрежно отправляй в себя вслед за
сувлаки пучки зелени игривой, и воду минералку пей, и пиво из потного
бочонка, и не забудь окунать трепещущие салатовые лепестки в оливковое
масло, пусть обласкает оно твой язык - бесплотное, невесомое, нежное,
- исполнись благополучием плоти, возвеселись чревом, утомись сладко,
полным глотком отхлебни из чаши Лукулла, радости жизни познай!
-
- КУРИОН.
Я никогда не испытывал в жизни таких акустических ощущений, как
в древнем театре в Курионе. Встал в самый центр скены и,
воздев руку, громко продекламировал пустым каменным рядам куски
из “Бориса Годунова”, “Леса” и “Илиады”. Состояние, в которое попал
я, слыша словно в неком стерео-слое свой голос, неописуемо; великолепна,
прекрасна была миссия греческого актера, особенно трагика... Когда
воздевал он руку и громко возглашал в полной тишине взволнованные
строчки, сам себя ощущая богом, про которого вещал...
- Дух захватывало в окружении этих
камней... Они ведь ОТТУДА!
- Гладил эти горячие камни, с каковых
когда-то началось художественное выражение вслух страстей человеческих.
Сидел с краю в нижнем ряду партера, который так и не тронут с тех
пор, ничего с ним не случилось и ни в чем он не изменился... И с
удовольствием читал про себя из “Писем римскому другу” Бродского,
нашептывал, глядя на море, на эти трогательные камни...
-
- СКАЛА АФРОДИТЫ. Подъезжая к скале,
настраивал себя, что это самая обычная скала, каковых по берегу
Средиземного моря великое множество. Ненавидя затоптанные места
всяческих туристических гульбищ и зрелищ, говорил себе, что наверняка
ничего там особенного на этом месте, где из пены морской - якобы
- вышла к людям Афродита, нет, что все это выдумано для всяких праздношатающихся
и т.п.
- По дороге пожирал глазами берег,
немыслимо, избыточно, густо-синее море, белоснежные языки прибоя,
сверкание скал. Вот показались первые островки на хай-вэе со стоящими
машинами и фотографирующими людьми возле них, глядящими в сторону
всеобщей достопримечательности. Подъехали к стоянке, к какой-то
очередной кафушке с рисунками, конечно же, Афродиты, которая, конечно
же, с уродливо отколотой рукой и какая-то полненькая, больно дебелая.
Всюду надписи: “Афродита, Афродита”. Из фешенебельных басов валил
некрасиво загоревший народ в майках и шортах, в основном иноземные
пенсионеры с выражением целеустремленной организованности на лице.
Все гогочущим гуськом тянулись к морю. Жара, жгущее марево солнца,
я спалил себе локоть, пока высовывал его в окно машины. От всего
этого я был почти раздражен и пошел смотреть на достопримечательность
лишь потому, что ну надо же было все-таки пойти.
- И вот, придя заодно с толпой на берег
- похрустев галькой, приблизившись к скале Афродиты и поглядев на
море, - я вдруг совершенно отчетливо понял, что это действительно
самое красивое место побережья. Во всяком случае, по пути
неотрывно пожирая глазами море, ничего даже отдаленно подобного
не видел.
- Берег, начиная миль с четырех от
скалы Афродиты, вдруг начал становиться прекрасным. Ярко
особенным. Какая-то иная выразительная сила появилась в нем. Так
очень часто бывает, когда подъезжаешь к месту, на котором когда-то
происходило что-то нечто существенное в истории людей - ведь пустыми
такие места не бывают. Когда вдруг земля, пейзаж начинают словно
волноваться, словно что-то говорить тебе. Настают вдруг какие-то
особенные краски, сочетания... И какая-то потусторонняя энергия
с ними приходит... Ведь местность - это живой дух... Ее узнаешь,
ее переживаешь, ей отвечаешь, словно взгляду...
- Потом, когда поехали дальше в Пафос,
тоже ничего подобного не встретилось.
- Да, необыкновенное, правда, место;
лучшее из лучших. И не зря люди едут сюда со всего мира.
- И сказал я себе: чудак человек! Да
могла ли разве прекраснейшая из женщин выбрать какое-нибудь иное?
-
- ПОСЛЕ ВИЗИТА В ДОМ ДИОНИСИЯ В ПАФОСЕ
И УВИДЕННЫХ МОЗАИК. В жизни греческих богов отражены все человеческие
страсти. Греческие боги - это, в сущности, живые люди, “себе подобные”,
лишь легендой наделенные некими божественными возможностями. Отношения
древних богов - это отношения обычных людей, - хотя и, конечно,
необычайно энергичных, живых, порой исполненных грандиозных страстей,
мощно и стихийно переживающих, чувствующих. Среди них и титаны,
и герои! Но боги греческие, персонажи вечных мифов, бывают не лишены
и низменного. Проще
сказать - гадкого, примитивно плохого, вульгарно-плотского, злодейского.
В этом, конечно, есть некая честность и прямота легенды, ибо такое
житие богов было легко постижимо простым обывателем, поклонявшимся
им, и многое обывателю прощало. Где отображается мир людей,
там не может не отображаться мир пороков. Жизнь греческих богов
понятна; она - несмотря на обилие в легендах о ней превращений
и чудес - в общем-то есть царство обычных, типичных человеческих
страстей и помыслов - прекрасных и дурных - но в том числе и мелочных,
вполне обывательских.
- Истории христианских святых, их Жития
избавлены от всякой незначительности. Житие христианских святых
- это возвышенное летописание. Это истории неких почти бестелесных
носителей Духа, выразителей Бога - а не простых смертных, лишь ради
увлекательности легенды наделенных способностями к волшебству. Христианские
святые - это образы-символы, имеющие,
как и греческие боги, свойства покровительства тому или иному началу
- но образы идеальные, без единой капли зла. Это не выразители жизни,
а нравственные примеры жизни. Они тоже просты и понятны, однако
же возвышенны.
- Мир греческих богов гораздо ближе
к теме человека; мир христианских святых гораздо ближе к теме Бога.
- А отчего же с течением веков все
отрешеннее, сдержаннее, строже, символичнее становились иконы? Все
больше делались как бы не с нами, а над нами?
- А вот по мере того, как мы все дальше
и дальше отдалялись от Бога и заповедей его, и все больше умствовали,
и все больше замутняли свои чувства рассужденьями, и все больше
обретали пороков, и все больше портили место своего обитания, и
все легче предавались мирскому, утоляя гордыню и разные примитивные
желания, и плодили суету - так и лики Божьи тем временем как бы
отстранялись, поднимались, уходили от нас, возвышаясь далеко, -хотя
и по-прежнему храня терпеливую надежду, вечно глядя со своих досок
со страстью, с раздумьем, со слезами, с мольбами за нас...
- Впрочем,
надо ли обобщать? В те самые времена, когда чудо такое, какое увидел
я в музее в Никосии, рождала рука человека, в те самые волнующиеся,
исполненные всяческого движения мира и чистой, могучей веры византийские
времена стоял посреди рынка в Константинополе медный бык...
В те самые времена. И был он, этот бык, человеческим порождением
столь ужасающим, - тоже, кстати, порождением страстей! - и столь
жуткие начала человеческие собой являл, что и говорить о нем силы
нет и думать не хочется...
-
- МОГИЛА
МАКАРИУСА. По дороге в Киккос, в горах, на самой высоте и просторе
был у могилы без сомнения великого и, судя по всему, чудесного человека
- Макариуса.
- Экскурсовод рассказывала: “Очень
переживал он от того, что случилось в 1974 году, с сердцем стало
у него совсем плохо, и завещал: когда умру, похороните меня в горах,
на самом верху, чтобы оттуда я всегда мог видеть весь свой Кипр...”
-
- ТРООДОС
И КИККОС. Вначале я ходил по земле Святых, а сегодня побывал в истинном
раю - в Троодосе. Создан самим Богом этот край. Пространство для
мыслей, страстей и дел Божьих. В просторной свежести горного воздуха,
дивном сочетании сочности растений и лоска хвои, мохнатых кустарников
и скальных камней, в прозрачном звенящем небе над головой, в изобилии
света и цвета, в плывущих силуэтах гор, лежащих в дымке и будто
думающих о чем-то, в рассыпанных всюду картинно ярких цветах, радостно
отзывающихся солнцу, воздуху, человеку, всей творящейся вокруг силе
и красоте земной - во всем этом Божья светлая сила, ясность, доброта
- и покой вечный, прекрасный. Троодас - переполненный красотою земной
райский уголок мира - те самые Горние...
- Вот они где, оказывается.
- Все здесь преисполнено благодатью.
- Здесь, видимо, и происходили “странствия
Владычня и безсмертныя трапезы на горнем месте с высокими умы”...
- Красота здешней природы - изобилие
яркости - не могла не породить соответствующую красоту Веры.
- В таких местах в Бога веровать как
хорошо...
- КИККОС.
Здесь монастырь, в этих мудрых горах, абсолютно естественен. Звон
его колоколов, плывущий над пространством всеобщей благодати, голос
распевов и молитв в его храме не могли здесь не быть. На пустом
месте такое не рождается...
- Икона Евангелиста Луки в Киккосе...
Боже мой, какой древний это, действительно, посыл Духа... Какая
намоленность там в церкви... И какова она внутри - сплав красоты
и веры - выражение всего лучшего, на что только способна человеческая
Душа...
-
- НА
КИПРЕ. Здесь начинаешь чувствовать себя свободным человеком, до
которого никому нет никакого дела. Человеком, который что хочет,
то и делает. И видишь, что все тут вокруг тебя тоже свободные люди.
Никто здесь не обидит тебя, если сам не подашь повода, все здесь
улыбаются тебе. Здесь много англичан - носителей выдающейся бытовой
культуры, всюду заметныы их
традиции, которые киприоты не растеряли. Здесь нигде нет следов
тоски и проклятья, кроме как возле Зеленой Линии в Никосии. Бизнес
здесь, по-видимому, достаточно честный и защищенный законом, а все
прелести результатов его - закономерность. Все, предоставляемое
для потребления (развлечения, еда, удовольствия) общедоступно. Все
для людей. Хотя и, конечно, дорого по деньгам. И с чего это кипрский
фунт такой богатый?...
- Индустрия мелкого бизнеса, еды и
развлечений. В принципе, вполне безмятежная жизнь без каких-либо
проблем.
- Важно то, что все это происходит
на древней земле, на которой определилось рождение и становление
европейской жизни - на Греческой Земле. Здесь же состоялось и Христианство.
И земля здесь освящена этим. Все эти древние развалины эллинских
и римских времен, храмы, монастыри и потрясающие византийские иконы,
фрески и мозаики наполняют и теперь дух этой земли огромной благодатной
силой; и не только красив, но и очень значителен облик этой местности,
на которой определилось не что-нибудь,
а рождение и становление бытия Европы...
- То, что все европейские цивилизации,
начиная с греческой, побывали на Кипре и оставили здесь на века
свои следы... То, что именно здесь обрело жизнь раннее - самое страстное
и чистое - христианство - это закономерность, предпосланная самой
природой. На таком месте иначе быть не могло.
- Весь ход развития европейской цивилизации
можно наблюдать на примере истории Кипра.
- Святая Елена пришла спасти Кипр от
гибели (засухи), спасти эту прекрасную землю молитвой. И спасла.
И монастырь ее стоит по сей день. И ни временам, ни событиям он
неподвластен.
- Раньше
здесь не было столь жарко, всюду рос сахарный тростник, был лес
- стало быть, было много воды! Еще одно подтверждение исходной благодатности
этой земли...
- Когда ездили в Троодас, заезжали
в замок крестоносцев в Командарии. А там, под этими стенами, сверкающие
от солнца и свежести юные виноградники, и в их тени носятся изящные
нежно-зеленые ящерки...
- Вечером ветер на горах пахнет сохнущими
травами, как у нас в полях в жару - но слаще и душистее, как-то
более дико.
- Все великие стихии совпали здесь:
море, лежащее в Середине Мира; солнце, горы, цветы, плоды, хвойный
лес в горах. Здесь все есть в природе так же, как все есть в Слове
Божием...
27 мая-2 июня 2001 года. Берег моря
в Лимассоле.
Copyright © 2001, А. Б. Вульфов
|