"...И обязательно прочтите сказание или притчу Алексея
Вульфова "НОД Николаев", если захочется вам соприкоснуться
с причудливым и чистым русским словом и причудами нашей столь с виду
простой, но напряженной жизни. "НОД Николаев" очень пригоден
для чтения вслух, в семьях, прежде всего в семьях железнодорожников.
Уверяю вас, вы не только нахохочетесь, но и наплачетесь,
и погорюете, задумавшись и о себе, и обо всем, что есть вокруг нас,
и о том, что будет с нами. Читается "Николаев" легко и весело,
будто песня поется под стук вагонных колес, да вот в конце песни грусть
пространственная, наша, российская грусть невольно охватывает. Так
что же поделаешь? Такова наша жизнь, а в притче этой российской "ни
убавить, ни прибавить".
Виктор Астафьев, 14 ноября 1996 года, журнал "День
и Ночь".
Поэма "НОД Николаев" ранее напечатана
в журнале"День и Ночь", №4/96.
НОД Николаев
Посвящение.
Никогда не была бы
написана эта поэма, если бы не повстречались на моём пути добрые люди,
мои друзья —
Виктор Анатольевич ГУЛЯЕВ, Виктор Иванович МИХАЙЛОВ, Алексей Петрович
ПОМЕРАНЦЕВ, открывшие мне края, весьма схожие с теми, что описываются
в поэме. Никогда не увидеть бы мне многого и очень для меня существенного
без этих людей. Им и посвящаю свою поэму "НОД Николаев".
Также выражаю благодарность
и симпатию Александру Валерьевичу ЛОГИНОВУ, оказавшему большую помощь
в подготовке поэмы к печати.
Автор
Пролог.
- "Николаева снимают".
- "Николаева-то снимают".
- "Николаев — всё. Слыхали?"
- Пригожие летние сумерки. Блестит
полировка рельс. Мужички-машинисты в клетчатых рубахах бредут с
мятыми портфелями по тропе вдоль пути:
- "Николаева, похоже, снимают".
- "Николаева сняли! — сняли — сняли..."
— грохотнули громкоговорители рабочего парка станции Остреж-Балтийский.
- "Как — как — как?..."
- "Так — так — так..."
- "Николаева сняли!" — как в набат
ударило по старинному городу Острежу, донесло эхом до неоглядного
озера, близ которого сотворился город.
- "Дед-то наш откомандовал", — закуривши,
бросил путеец путейцу на сто девятом километре, у казармы с начертанной
под кровлей датою постройки: "1907г."
- "Николаева! снимают!" — дважды тренькнули
тетивы телефонки вдоль сросшихся с природой железнодорожных линий
Острежского отделения Октябрьской дороги — по всем направлениям.
Поднялись из-за этого галки и закричали.
- Тепловозы при депо Остреж вроде и
то попритихли рокотать дизелями.
- Медведь у разъезда Пустошье вышел
из чащи, приблизился к балласту колеи, осторожно ткнулся носом во
ржавую гайку и проревел: "Николаева-а-а..." Затем скатился в малинник,
задумчиво занялся ягодами, пока не спугнул его слышимый здесь километров
за десять нечастый поезд.
- Накатило от озера облака на небо.
Трепетно, незаметно дождик пришёл. Заблестела шпальная смола. Чуть
ветерок пробежал. Вечер стал не синим, а серым.
- Совсем нередка в этих краях такая
погода. Здесь всегда немного печально.
- Ночью долго движется к Острежу московский
поезд. Ветви лиственных деревьев полощут его все двести десять километров
лесного пути на северо-запад. Путь этот начинается сразу, как только,
приняв на спящей станции эстафету у элегантного московского "ЧС",
потянет состав видавший виды острежский тепловоз М62, имеющий у
машинистов прозвище "машка."
- И поезд войдёт в Острежский край.
Запахнет в вагонах лесом, свежей влагой многих водоёмов и дымом
дизелей локомотива. Звонче и чаще станет перестук колёс. Состав
будет с тоской вздыхать и останавливаться "у каждого столба", а
затем снова неслышно трогаться и передвигаться дальше. Поглядит
в окно жёлтое око фонаря над притоптанным песком платформы — и опять
лес, да светляки, да ровный шаг колёс.
- Душно в плацкартном вагоне, пахнет
едко, томит.
- "Э-эх... где хоть едем-то?" — зевнёт
на весь вагон да от нечего делать стукнет лбом по окну малахольный
мужик, сидевший до того недвижимо за боковым столиком над опустевшей
бутылкой.
- Обиженно хмыкнет дитя.
- "Тс-с", — сразу зашепчет тревожно
молодуха-мать и завозит простынью на своих полных ногах.
- "Дай ему попить", — громко скажет
вороньим голосом старуха на соседней полке и долго станет шелестеть
целлофановым пакетом.
- Почти одушевлённым голосом прогудит
впереди тепловоз. Поезд тронется. Опять задребезжит пустая бутылка
у окна.
- Острежские машинисты всю ночь ведут
московский поезд. Всю ночь глядят они на поворачивающую туда-сюда
тропу линии, на бегущую по колышащейся магической зелени световую
печать прожектора, на кивающие фонари сторожей с переездов. Едут
они в своей мрачной кабине и курят над светящимся пультом "Приму",
и толкуют обо всяком, всё более об острежских событиях, рыбалке,
огороде, начальнике и женщине. Где надо, они сосредоточенно тормозят,
как учили, "выдерживают ход". А в начале рассвета, уже близ Острежа,
когда светлеющая синь небес сильнее ночи станет наколдовывать сон,
они уже не смогут разговаривать. Оба как под гипнозом замрут и сурово,
будто в глаза врагу, уставятся в лобовое стекло локомотива.
- И так каждый день.
- Круглый год.
- Стена лесов, таинственные речушки,
высокие дикие травы, всполохи иван-чая; засохшая, как старуха, серая
путейская казарма, редкие стога, болотины, заваленные под откос
трухлявые шпалы — и он, этот поезд.
- Сизая вода озёр в ночи, растянувшиеся
туманы над ней и одинокая лошадь на поляне у насыпи.
- Здешнее бытие, как девушка в скиту,
сторонится большого мира.
-
Бюрократическое вступление.
- На железной дороге можно и не знать
имя, отчество и фамилию человека, занимающего пост. Этого человека
можно назвать совсем иначе, и все, кому положено, тем не менее сразу
сообразят, о ком именно идёт речь.
- Это у машинистов, помощников, стрелочников,
кассиров нет никаких заменителей личности. Тут уж не скажешь иначе,
как: машинист Герасимов; помощник Синёв; стрелочник Мартышева; кассир
Проворова.
- Иное дело у начальства. Нет, там
не клички, ибо железка всё же не блатной мир. Там так называемые
служебные коды должности. Например:
- НОД — начальник отделения железной
дороги;
- НОДТ — его заместитель по локомотивам
(буковка Т означает по-старинному "тяга");
- НОДН — его заместитель по перевозкам,
или, иначе, по движению (буковка Н означает "начальник", к каковым
движенцы всегда и принадлежали);
- ТЧ — начальник локомотивного депо
(по старинке — "тяговой части").
- И так далее:
- НОДП — НОДПуть;
- НОДК — НОДКадры и проч.
- Поэтому, когда железнодорожники хотят
сказать: "заместитель тамошнего начальника отделения по перевозкам",
то выражаются просто:
- — Ихний НОДН.
- Или, например, "тамошний начальник
депо". Это будет:
- — Ихний ТЧ.
- Лишь знаменитых (как правило — печально...)
руководителей величают не служебным набором букв, а по фамилии:
"Сегодня ночью Сёмушкин нагрянул с проверкой." "Куликова вчера опять
видали пьяного." "Сергеев вызывает на мозговую прочистку." И так
далее.
- А читаются все эти коды так: НОД
— полным словом "нод", а не "эн-о-дэ." НОДН произносится словом
НОДэН (прямо-таки какой-то французский шатен). НОДТ произносится
НОДТэ (это уже что-то монгольское).
- Имена-должности вроде НОДТ или ТЧ
не склоняются. Говорят:
- — Пойду на приём к НОДТ.
- НОД, НОДН — склоняются. Говорят:
- — Пойду, пожалуюсь НОДу на него,
придурочного.
- Или:
- — У ихнего НОДНа две дачи.
- Каких только людей-кодов нет на железной
дороге: УРБТ, ТРКИ, ДНЦГ (эти читаются по буквам раздельно); ЦТ,
ЦП, ЦК, ЦШ! ШЧ, ТЧ, ПЧ, ВЧ! Есть даже люди под названиями ДСП и
ПЭМ (последнее произносится как слово — точнее, как междометие —
и склоняется).
- Сеть разбита на железные дороги:
неумолчно, временам вопреки, грохочут колёсами по стыкам Восточно-Сибирская
и Приволжская, свистят свистки на Московской и Северной, гремят
вагоны на горках Горьковской и Октябрьской. Каждая дорога имеет
свой административный орган: управление. Это есть наполненное людьми,
комнатами, коридорами, коврами, телефонными звонками и скрипом зубовным
обширное учреждение, в котором всегда пахнет компотом из столовой.
Над всем там главенствует Н — начальник дороги. Он — как
маршал в войсках.
- В свою очередь дороги делятся на
отделения, то есть как бы на свои источники и составные части. Отделения
имеют порядковые номера.
- Потому не просто человек есть НОД
или НОДН. Он ещё к тому же НОД-3 или НОДН-5.
- Во как хитро!
- — Зачем же, — ужаснётся непосвящённый,
— такое выдумано? Для чего это?
- А затем, что на железной дороге всё
порой надо делать скоренько. Где уж тут рядовому служащему, какому-нибудь
корпеющему над графиком диспетчеру, или машинисту, втаскивающему
тяжеловес на сортировку, выговаривать: "заместитель начальника отделения
дороги по перевозкам"? Ему, извините, по нужде выскочить — и то
некогда! Вот он только гаркнет в запальчивости служебной: "Куда
ж наш НОДН смотрит?!", и опять за дела свои горячие примется.
- Да и бумаги писчей, телеграфной много
экономится. Черканёт начальник в углу: "Всем ТЧ дороги" — и без
лишнего раздувания чинов всё понятно.
- "Понятно". Железнодорожное слово.
Оно движет по линиям поезда.
- Это, так сказать, словесное воплощение
готовности к достижению высшей и последней фазы великого железнодорожного
процесса — движения по рельсам.
- По громкой и телефонной, по устной
и радиосвязи несётся над усталыми стальными вёрстами:
- — Понятно! понятно...
- Перед железкой все равны. Все, служащие
на ней, кто связан с движением поездов, есть шестерёнки её грандиозного
механизма — хоть кто ты будь. Всем суждены воспалённые взоры от
ночей бессонных. Всех ждут телефонные поединки и тяжёлые казённые
одежды...
- Чтобы бежали поезда.
- Дикий мир вагонов и рельс, дымов
и шпал, станционных ночей, масел, топлив, вод, сигналов, могучего
электротока, всякого неприбранного металла, светящихся окон никогда
не спящих служебных зданий груб, суров. Потому в этом мире не до
Павлов Северьяновичей или Аркадиев Самойловичей. Там тебе в одну
трубку грянут:
- — Вызвать ко мне ДНЦ!
- А на другом конце отвечают:
- — Понятно!
- На восьмом по счёту, Острежском отделении
Октябрьской железной дороги долгое время начальником отделения (НОД-8)
работал Николай Сергеевич Николаев.
-
Острежские линии.
- Дряхлеет у линии старая казарма.
Давно стоит, с той самой поры, когда ещё при царе Николае Втором
здесь были проложены железные дороги. Тянулись они сюда и с Петербурга,
и с Москвы, перекрещивались в Остреже и разбегались — одна линия
к коричневым виндавским морям, а другая — сквозь несчастную Беларусь
в Польшу. Потому дороги эти всю жизнь возили то всевозможное сырьё,
то солдат. И движение по ним весьма было вплоть до последних лет
бойкое! Ещё в семидесятые годы, случалось, бедовые пацаны — помощники,
бывшие в Остреже на паровозной практике — летней порою удирали через
окно общежития в сад, заслышав типический скрип шагов по дощатому
полу деповского старичка — вызывальщика в поездку, утомившись "крутиться
через двенадцать часов". И тогда вместо ночной тряски среди мазута
да огня фартило им бежать с подружкой на озеро! К узкой протоке,
близ которой всегда берёзки шевелятся. А через протоку эту по гремучему
мосту то и дело проносились "лебедянки", иногда сцепленные по две,
и такие же пацаны, до смешливого озорства гордые с вышины своих
невероятных локомотивов, волокли на них пахучие чёрные поезда с
дармовой советской нефтью в сторону прибалтийских портов. Ниспадающие
дымы укрывали парочку от взглядов рыбацких (мужики там под мостом
всегда с лодок леща ловят), и голубки в те минуты пылко, от души
могли целоваться и шептать сладкие слова под лукавый паровозный
подсвист...
- В конце семидесятых годов построили
очередной нефтепровод в Европу, и тогда враз опустели острежские
линии, заросли, обветшали. Потоки цивилизации покинули их. Выяснилось,
что здесь кроме леса да незначительных отправок продукции всяких
малых производств возить-то, в общем, нечего.
- Неспешны, недлинны в этих краях и
пассажирские поезда. Разве что ночной рижский экспресс, словно грандиозный
светляк, проносит через эту глушь люминесцентный блеск цивилизации,
да и то, впрочем, проносит очень скоро, не мешкая, нигде не задерживаясь
в этом чужом и непонятном для него краю...
- По опустении острежских линий (своеобразную
грусть их особенно остро чувствуешь, когда следуешь там в середине
осени, в пору дождей и быстрого облетания листвы) осмелилось приближаться
к ним всякое зверьё. Позавидуешь местным машинистам: на таких дорогах
не бывает одинаковых поездок, всегда они с каким-нибудь сюрпризом
невспугнутой природы. То лису с тепловоза увидят, то рябчик чуть
не из-под колёс вспорхнёт, то лось близко пробежит, а то и целая
стая кабанов. По утрам под мостами подвижная вода малых речек вся
во всплесках малька. Лес идёт то надёжной стеною, рождающей ощущение
какой-то особенной основательности мирозданья, то вдруг на болоте
станет хилым, унылым, одни серые мослы из кочек торчат. Вертится,
вертится линия от зелёного к зелёному огню, как тропа. Пусто, дико
вокруг...
- И народ в местных деревнях диковатый.
Глянешь с поезда — пожилые бабы с лицами, будто топором высеченными,
со взглядом непримиримым, дерзким, безо всякой приветливости. Никогда
в достатке не жили, любви долгой не знали, муженьки-то почти сплошь
алкоголики. Стоят вон в сторонке во всём брезентовом да в сапогах,
физиономии свекольные, покуривают...
- Вот вывалят им из вагона-лавки с
надписью на облинявших досках "ОРС НОД-8" прямо на кое-как разбросанную
клеёнку пару ящиков буханок, расхватают они хлеб и потянутся от
линии домой, кто на чём — на велосипеде, мопеде, кое-как передвигающемся
мотоцикле, а больше-то на своих двоих...
- Вот кажется — чего недостаёт человеку
в таком краю? Всё Бог, вроде, предпослал ему здесь существенное
— и чистую природу, и занятия, и смысл, и корни. Однако что-то добром
на этой земле не живётся человеку, не ладится, не получается...
- А машинистам местным всё-таки позавидуешь.
Просторно здесь ездить!
-
Паровозы.
- Давно Николаев НОДом в Остреже, давно, с тех ещё пор, когда бегали
в этих краях (кажется, будто вчера) паровозы.
- А Николаев паровозы любил. Частенько
вспоминает он, словно старую фотокарточку разглядывает, как, только
назначенный на должность, будучи куда помоложе, идёт он утром вдоль
линии — допустим, поздней осенью — на службу в отделение. В тогдашнее
ещё, старинное бревенчатое казённое здание с огромной изразцовой
печью, деревенским запахом внутри и радужной поленницей берёзовых
дров во дворике. Потом уж построили из белого кирпича современный
параллелограмм отделения у вокзала Балтийский, а то — тогда. Утро
облачное, пасмурное, всё вокруг сердится, сам рассвет какой-то тёмный,
словно и не хочется дню приходить в мир. Весь в утренних волнениях
быстро шагает Николаев по тропке при побитой убогой улице Путейской,
внятно вытоптывает ботами скорый суетливый шаг. Раскачивается Николаев
туда-сюда на ходу, хороня долговязое своё существо в шинели, поднял
воротник, дрожит. "Так! Сейчас ленинградский прибудет", — каждый
раз, без исключений, поведает он себе и, глядя неотрывно под ноги,
ждёт гудка ленинградского, не оглядываясь назад, на далеко видимый
со взгорка просек линии, устремляющейся в бурые леса, в туман. И
гудок приходит; всё осеннее пространство заполняет его органное
звучание. Сразу за гудком настают гул поезда, сплошная колёсная
колотьба и беспокойная дробь паровоза, мгновенно стихающая у первых
стрелок станции. Вот уже близко крадутся жёлтые фонари, суровый
прямоугольный силуэт хорошо различается между ветвей облетевших
дубков на откосе. Николаев остановится, сгорбится, не шелохнется,
неуклюже выставит голову и глядит соколиными глазами на локомотив.
А он уж рядом катится, чуется в резком холоде осени его горячий
запах. Затейливо вертится золотистый механизм на огромных колёсах,
а они поворачиваются важно и ударяют по стыкам, ритмично сотворяя
гулкие, задумчивые звуки. Полосы пламени проглядываются под топкой
и адовым малиновым светом озаряют шпалу за шпалой. Клёкот, тяжкое
дыхание и отдельные шипенья несёт с собой паровоз, прокатываясь
близко Николаева, волоча изящные фонтаны пара, поднимающиеся со
всех сторон. Недвижим Николаев,
как нарисованный, руки локтистые в карманах, а правый бот островком
в луже мокнет — Николаев этого и не замечает. Паровоз ровно проходит
вперёд, пожилой машинист, свесившись по пояс в окно, с какой-то
добросердечной печалью кивает каждому короткому привету флажка.
Кочегар слышно бросает лопату на кучу угля в тендере и спешно пробирается
в будку, чтобы глядеть на вокзал и встречающих непременно через
её распахнутую дверь вместе со всеми работниками паровоза. Вслед
локомотиву чинно тянутся под
разводами паров сумрачные вагоны, одутловатые спросонок проводницы
в шинелях и вязаных шапках, часто нагибаясь, на ходу трут поручни.
С вагонами движутся трафареты, всегда с непонятным внутренним торжеством
читаемые Николаевым: "Остреж-Ленинград".
- Стоит Николаев, накрывает его и лохматую природу вокруг плавно
опадающим пологом паровозного пара. Ветер дёргает фалды шинели,
брюки липнут к тощим ногам Николаева, нос его покраснел и набух
не хуже, чем от бабушкиной браги. Поезд проходит, кратко засопев
тормозами, словно проснувшийся человек. Николаев мотнёт головой,
носом дёрнет, чуть усмехнётся и топает себе дальше. Дальше топает
он по тропке, и смешна его странная фигура, к которой едва сумел
приспособить мундир портной в Ленинграде, и удивителен окружающему
миру посреди осени, запаха долгого дождя и печек этот одинокий человек
в шинели с двумя пуговицами на спине...
- А машинисты, думаете, не знали? Всё они знали; что, когда прибываешь
с ленинградским, НОД стоит у дороги и смотрит. Потому, если везли
кого в паровозе, то всегда перед вокзалом заставляли опуститься
на корточки — хоть кто ты будь.
- Маневровая "кукушка" и сегодня дымит при острежском депо, шипит,
шумит, как встарь, а иногда для озорства гуднёт паровым голосом,
и вся станция тогда заулыбается. Николаев, если оказывается поблизости,
как прежде засматривается и замирает, ничего, как прежде, не выражая
на своей простецкой физиономии.
- При нём паровозы ходили здесь до последнего дня; может, во всей
неоглядной державе лишь в Остреже ещё теплилась палеонтологическая
тяга. Бывало, приедет начальник локомотивной службы с Ленинграда
и первым делом Николаеву: "Слушай, ты что здесь от прогресса отстаёшь?
Сколько можно небо коптить? Люди в космос летают, детей из пробирки
делают, а он на самоварах ездит, понимаешь..." "Васильич, — со смехом
скажет Николаев, — чего я в космосе не видал, мне и тут интересно,
а детей я без пробирки сделаю замечательно. Поехали на рыбалку вот..."
А рыбалка — это ясное дело: оттуда Васильича привезут на отделенческом
"УАЗе", сам он идти не сумеет. И забудет про паровозы, про всё-всё.
- Ленинградского же вечно романтическая сила пара будет таскать
туда и сюда, и острежские паровики будут добегать до Ленинграда
и, прибыв, лениво парить торжественные своды дебаркадера самого
Витебского вокзала...
- Так казалось тогда.
-
Эпизод.
- Заходил и я к Николаеву, когда приезжал в Остреж за клюквой ранней
осенью. НОД встретил меня радушно, подскочил из-за стола в своей
служебной белой рубахе, которая трепалась на его худобе,словно обдуваемая
ветром; обнялись. Затем, вертя смешными палкообразными руками и
часто повторяя “щас,щас,щас”, НОД почему-то на мысках, скрипя ботинками,
подкрался к двери и произнес в нее:”Валентина,там человек приехал
с Москвы,вот бы чаю хорошо”. Выпрямился, зачем-то громче сделал
радио, которое всегда ворковало на стене его кабинета. ”Ну как дела?”-
спросил с почти угодливой радостью. Я поглядел на него - долговязого,
забавно-угловатого, и подумал, что не зря многие женщины добровольно
познали НОДа: в молодости он был, должно быть, довольно симпатичным.
Лобешник, глаза лукавые, а иногда еще вдруг осанку сделает такую
раскованную - прямо настоящий аристократ. ”Ничего дела”,- говорю.
”Как там Москва ваша поживает?” Мягко вошла новая секретарша Валентина
в тяжелой кофте,форменной серой юбке, вязаных чулках и тапочках,
с провинциальной улыбчивой жеманностью сказала она: ”Здравствуйте”.
Волосы ее сзади были заколоты старушечьей булавкой. Эта полноценная
молодая женщина тридцати пяти лет выглядела такой какой-то сдобной,
рыхлой, чересчур домашней, что казалось, будто она уж на пенсии.
”Сейчас вам клюкву принесу”,- сказала она. ”И два стопарика”,- шепнул
НОД, доставая из ящика ополовиненную бутылку “Московской”. Я заметил,
что лицо его с тех пор, как приехал я первый раз в Остреж и познакомился
с ним, значительно покраснело и погрубело, проседь стала жестче,
хотя сохранилась столь же густою. ”Закурим с фильтром?”- не дожидаясь
ответа, спросил НОД. Выпили, закурили. Валентина за дверью кому-то
сварливо сказала:”Занят!” Поговорили о том-другом. НОД кивал, моргал,
явно переживая воздействие выпитого, часто проглаживал одрябшими
пальцами разложенные на столе служебные листы. ”Наш-то дед”,- сказал
мне по дороге в Остреж машинист тепловоза про НОДа вместо традиционного
“наш-то Николаев”. Движутся времена...
-
Служебные бумаги.
- Вот лежат служебные бумаги на столе у Николаева. Он по привычке
часто проглаживает их пальцами, перекладывает. Ну, например:
- "Председателю Острежского райсовета
- товарищу Китину Е.М.
- Колхозники села Лапиково просят сделать
остановку поезду пригородному Остреж-Стажарово на 100 километре
у села Лапикова. Когда идёт со Стажарово, то останавливается там,
а в обратную сторону не останавливается, поэтому пять километров
приходится идти пешком от станции Мглище, что очень усложняет вопрос
добраться до села. Мы спрашивали у
машинистов, и они нам ответили, что можно останавливаться, когда
едет из Острежа тоже. Просим Вас решить вопрос положительно.
- Председатель Лапиковского сельсовета
- Н.Д.Сегин."
- (Не менее двух сотен народных подписей)
- Вверху листа надпись резкими чернилами:
- "Товарищ Николаев! Сколько мы ещё будем решать этот вопрос? Решите!!
Китин."
- Тут же подколота бумажка с синим разбитым штемпелем: "Октябрьская
ж.д. Острежское отделение. На №________.
- Председателю Лапиковского сельсовета тов. Н.Д.Сегину.
- Копия: тов. Е.М.Китину
- Письмо колхозников села Лапиково на имя Е.М.Китина рассмотрено
на расширенном совещании в отделении дороги с привлечением локомотивной
и службы движения. Сообщаем, что ввиду сложности профиля пути взятие
с места нечётных пригородных поездов на о.п. 100 км не представляется
возможным. Рассмотрен вопрос об остановке поезда №6543 на 102 км
5 пк с решением в IV квартале текущего года отсыпкой остановочного
пункта и установкой осветительного столба.
- НОД-8 Н.С.Николаев."
- Глядит Николаев на бумажку и думает о том, что уже шестой раз
за его службу отвечают "свои" в Лапиково по части остановки пригородного.
"Чепуху мы нагородили, — размышляет Николаев, вертя бумажкой. —
Сейчас пригородные только с двойными тепловозами ходят, ими спокойно
с места возьмёшь три вагона, хоть отвесно в гору. Ладно, пешком
дойдут." И кладёт себе документ в папку "Экспедиция".
- Или вот, например:
- "Акт о передаче Острежскому отделению участка Салеж-Кутино (59
км).
- Состояние участка(избранные пункты):
- 1. Путь во всех местах находится в запущенном состоянии, порос
травою и кустами. Скорость по всему участку установлена 40 км/ч,
по боковым путям станций 10 км/ч.
- ...12. Вокзалы III кл. ст. Салеж и Кутино находятся в неудовлетворительном
состоянии балок потолка, могут придавить пассажиров в зале ожидания.
- ...31. В котельной ст. Кутино два котла. Один котёл неисправен,
другой принадлежит местному з-ду "Сельхозагрегат".
- ...35. На ст. Волебля хулиганствующими элементами сбиты с фасада
вокзала первые три накладные буквы названия станции.
- 36. В ночное время на линии хулиганская обстановка, надлежащий
правопорядок не обеспечивается, дежурные женского пола боятся выходить
провожать поезда. Разбивают линзы предупредительных светофоров на
перегоне.
- ...43. Допущено в течение прошлого года 6 наездов на автотранспорт
на закрытых переездах 388, 395 км. В результате наездов убиты 10
человек, ранены 5, травмирована лошадь, принадлежащая колхозу "Рассвет".
Все водители находились в нетрезвом состоянии, надлежащую работу
местное ГАИ не ведёт и по ряду данных в этой местности отсутствует.
- ...45. При ночной внезапной проверке на участке, проведённой по
указанию НОД-8, 5 работников службы перевозок выявлены в нетрезвом
состоянии, составитель на ст. Салеж был абсолютно невменяем, не
смог ответить на вопрос, где находится, ДСП *) в это время на станции
отсутствовала, находилась на огороде.
- ...52. В локомотивном депо Кутино (филиал ТЧ-15) из 8 приписных
тепловозов ТЭМ2 в исправном состоянии на дату подписания настоящего
акта находится 4, прочие ожидают ремонта".
- И так далее.
- "Как обычно", — думает Николаев, покуривая "с фильтром" и посмеиваясь
над бумагой. —"Что негоже — сразу нам подарят. Вот ведь чёрная дорога!"
- *) ДСП — дежурный по станции (прим. авт.)
-
Чёрная дорога. “Вагон”.
- Один из самых смутных райцентров
области и одновременно самая отдалённая точка Острежского отделения
— посёлок Кутино. С приходом последнего варианта новой жизни ( что
выразилось на сей раз в непременности материальной расплаты за всё
сущее) из столицы области, как следствие перемен, сразу же перестал
летать в Кутино "кукурузник”. К счастью для кутинцев, после гражданской
войны (то есть в эпоху самого первого образца новой жизни) через
этот посёлок была проложена прямая ж. д. линия из Острежа на Петроград.
По окончании войны Отечественной уцелел лишь острежский участок
этой линии, и составивший, собственно, "чёрную дорогу"; остальной
трёхсоткилометровый кусок решили за ненадобностью не восстанавливать,
потому вывезли с него все рельсы, большие мосты и семафоры. Но
заросшая песчаная насыпь и сейчас цела;
кое-где грибнику, бредущему по ней в поиске подберёзовиков, под
густой травой и спутавшимися ветвями кустарника откроются серые
шпалы...
- Из Острежа в Кутино ходит пригородный поезд — главное средство
сообщения, который тащится четыре с лишком часа. Он представляет
собой двухсекционный тепловоз "машку", прицепленный к популярному
классному вагону на 54 персоны. Всё. Поэтому кутинский пригородный
так и зовут: "Вагон".
- "Вагон" убыточен для отделения напрочь: дизеля "машки" солярки
скушают на куда более круглую сумму, чем заплатят в кассу убогих
грошей пассажиры по пригородному тарифу, в выходные дни к тому же
льготному, так как наша "железка" пока не утратила — наверное, единственная
из всех транспортных отраслей — традиционной терпимости к ближнему
и доступности всякому сословью.
- Вечно "вагон" этот всем мешает. С ним и сборному на линии не разъехаться
(там как раз передача с ветки подпирает), и уходит он в такое время,
когда всему Острежскому узлу в самый бы раз маневрировать, передвигаться
туда-сюда, а тут из-за отправки "вагона" стрелки на обеих станциях
Остреж-Балтийский и Остреж-Озёрный Парк наглухо запираются для проложения
маршрута "вагону". И ведь ни раньше, ни позже его не отправишь:
раньше — тёмная ночь, позже — путейское "окно" на участке, без которого
ни "вагон", ни любой другой поезд не доберутся до Кутино — рельсы
могут расползтись в разные стороны, ещё чуть ли не при Никите Акинфовиче
прокатанные... А это недопустимо, ибо тогда посёлок Кутино, со всех
сторон окружённый урочищами, болотинами и диким лесом, окажется
от всего мирозданья отверженным, без свежего хлеба и вообще всякого
провианта.
- Надо сказать, что "чёрную дорогу" никакие шоссе с твёрдым покрытием
не пересекают вовсе: если только испаханная тракторами полевая дорога
или просека. Я однажды рассматривал карту-двухкилометровку Кутинского
района, и по её рисунку в тех окрестностях более запомнились "зимники"
и "гати". То есть автомобильное сообщение возможно здесь по большинству
зимой или в сухое лето. Таким образом, железная колея "чёрной дороги"
— единственный для местных жителей путь в Большой Мир.
- Вот где ходит "вагон".
- Говорят, в зарослях вдоль кутинской
линии с войны осталось множество разных боеприпасов и ржавого оружия,
которые и после сорок пятого года продолжали нести гибель населению,
особенно ребятишкам, по-местному — мбльцам. Где-то в недосягаемой
чаще якобы грозит из-за сучьев и еловых лап копчёное чудище — "Тигр".
На мшистых полянах лежат скелеты в истлевших мундирах, мбльцы изрядно
потаскали с них крестов, пуговиц, звёзд, подгнивших ремней. В блиндажах
и землянках отдыхают в сезон клюквари и охотники, то и дело находят
патроны и рвут их в кострах... Толкуют, что где-то близ Кутино в
ельнике стоят во весь рост, сцепившись, два скелета, один в
немецкой каске, другой в русской, и
никто эти каски не решается с них снять. Вся полоса отвода "чёрной
дороги" с обеих сторон от насыпи покрыта воронками, так и не заросшими
за полвека. То и дело встретится посреди перегона у кромки леса
низкий обелиск со звездой, или
братская могила прямо у стволов деревьев, без всякого оформления.
Тропы к ним нет, да некому теперь, наверное, и брести по той тропе...
Ужасно думать о количестве сгинувших здесь безвинных душ.
- В этот край в своё время не пожелал идти Батый. Видимо, непоколебимой
угрозой повеяло на него от холода озёр и лесной угрюмости. Маршалы
последней мировой войны — русские и германские, описывая положение
на местном фронте в 1942 году, излагают в мемуарах примерно так:
"Фронт в районе Острежа проходил согласно естественных условий рельефа
местности. Сплошной укреплённой линии фронта, как таковой, здесь
не было". То есть ни та, ни другая стороны не смогли осилить эдакой
географической дичи.
- Вот где ходит "вагон".
- "Лес", говорят, "стоит стеной". Вот вдоль кутинской дороги он
действительно стоит стеной — мохнатый, чащобный, из елей, сосен
и берёз густо вперемешку, дикий, не заросший пустоцветом лес, полный
зверья и грибов. На одном разъезде молодого помощника с тепловоза
(по ягоды парнишка на стоянке отлучился) , говорят, чуть "медведь
не заел". Машинист увидал, повключал сразу фары и прожектор, дизель
на обороты вывел и давай гудеть всеми тепловозными дудками — этим
и спас. И травы-то здесь вдоль пути высокие, косматые. В одном месте
поезд километров пятнадцать идёт вдоль гигантского, с неразличимым
горизонтом болота Лебяжье. Много лебедей на нём когда-то, видать,
водилось. Тягостный дух веет от коричневого зрелища: кочки и лужи,
как кратеры на необитаемой планете.
- В урожайный год бабы и мужики тащат с болота Лебяжьего к "вагону"
клюкву в двух вёдрах да ещё в рюкзаке. В сезон сбора "вагон" забит
народом так, что некоторые лезут на крышу и угорают там, как во
времена батьки Махно, от дыма. Малых детей тогда пускают в заднюю
кабину тепловоза. Да разве Николаев даст второй вагон? У него и
в помине его нет. Не свой же персональный НОДовский салон цеплять!
Попробовали было раз прицепить к "вагону" теплушку с лавками и печкой,
но в ту же ночь по прибытии "вагона" в Остреж станционные люди лавки
разобрали на доски для своих корыстных надобностей, а печь кто-то
унёс — на этом затея иссякла.
- Вот где ходит "вагон".
- Машинисты, люди рассудительные, элита Острежа, тоже недолюбливают
"вагон": "Нудно с ним ехать, — важно толкуют они, — тычешься спросонок
у каждого столба, а потом целый день в Кутино валяешься. А там и
пойти-то некуда, ни кино, ни пляжа там нет, бабы полноценной не
найти. Один наш помощник зашёл в ихний клуб на дискотеку — так на
санитарном вертолёте его потом в область везли, сейчас он вон —
слесарем на ТО, и всё головой как-то так дёргает... Ну его, этот
"вагон"!"
- И всё же "вагон" ходит. Каждое утро, в четыре пятьдесят с Острежа,
и в двадцать три приходит обратно. Кроме него есть на Кутино ещё
по чётным-по нечётным пассажирский, он ночью следует и туда, и оттуда.
Проходящий. Но на нём мало кто ездит...
-
"Чёрная стрела"
- А отчего место называется Кутино? Может быть, из-за слова "кутья",
но скорее всего от глагола "кутить".
- Даже дорогу в Кутино зовут "чёрной", в отличие от прочих острежских
дорог, которые здесь, как и во всей России, за вечную запустелость
зовутся "деревянными". А ночной кутинский проходящий получил прозвище
"Пьяный поезд", он же — "Чёрная стрела".
- Вечно в этом пассажирском гульба да молодечество. Одна баба, сказывают,
в "Чёрной стреле" родила. Иной раз проводников с "Пьяного поезда"
по станциям милиция снимает в полной алкогольной прострации. Ехал
и я однажды в этой "Стреле", и проклял час, когда выписал на неё
билет. *)
- Зимой дело было, в январские морозы,
а выкатился из обледенелого штабного вагона подошедшего поезда эдакий
колобок в одном тренировочном костюме. Брюхо его было обнажено и
на вид отвратительно овально. Это оказался бригадир "Чёрной стрелы".
Он молча, с глубокомысленным лицом, сел на снег. В коридоре дряхлого
купейного вагона меня встретила дверь с надписью "туалет"; в туалете,
таким образом, двери не было. Проводник в одних плавках спал на
полке в служебном, весь подоткнутый подушками без наволочек. Далее
в коридоре неподалёку от двери лежал в позе гоголевского запорожца
малый в трусах и майке (как-то там все в январе были полуголые),
задрав ногу и растрепав патлы по полу. В том конце вагона кто-то
шумно возмутился — видимо, из вошедших: "И за это мы платим такие
деньги?" В открытом купе (напротив двери туалета) часто лязгала
посуда, слышалось звериное чавканье, там шла хриплая звучная дискуссия:
"Мать! Я одно не пойму — где Тетерев? Он же был?" "Сняли Тетерева,
ещё в Пустошье сняли за хулиганское поведение." "Кто снял-то его?"
"Да милиционеры." "Ну ладно, налей по малой стопочке тогда...
А Тетерев-то где?" В таком духе. Я сразу догадался, что никто иной,
как Тетерев, и лежал на полу. Точно: "Мать, вон он, Тетерев, лежит."
"Пёс с ним." Тягостно вздохнули тормоза под полом. Я выбрал себе
пустое купе, очень жаркое (печи натопили во вдохновении щедро),
заперся на все замки и только лишь прикорнул, сняв шинель, под гул
разгона поезда, как в соседний апартамент ввалилась ватага. С ходу
она вообразила себя вокально-инструментальным ансамблем. Сквозь
удручающую дремоту я не мог не слышать: "Ты, Дениска, будешь у нас
ударник, я — гитара-басом, Васька — гитара-ритмом, а Вовян будет
этот ... певец." "Не певец, а вокал", — возразил ударник, для пробы
пройдясь затейливой ритмической фигурой по столу. "Да, Вовян будет
вокал. Ну! — р-раз, два!!" Песня, собственно, исполнялась одна,
вернее, не песня, а одна строчка — сильно запевал её Вовян: "Ты
морячка, я моряк, ты рыбачка, я рыбак!" Далее следовала инструментальная
обработка, от которой перегородки купе тряслись, бутылки звенели,
как колокольцы. Дениска бил
в пол ногой, гитары отделывались общим воем и периодическими возгласами:
"Да-ба-да-ба-да-ба-да-ба!" Наконец где-то посреди "Чёрной дороги"
одного из
музыкантов осенило, он проревел: "Вовян,
пошли за вином!" Наступил антракт, во время которого я всё бормотал:
"Ты морячка, я моряк ... мать твою так!." И переваливался на другой
бок, обнимаясь в дремоте с полкой под отстукивание колёс: "та-та,
та-так... та-та, та-так..."
- Наш поезд с урчащим локомотивом впереди медленно следовал в Кутино
сквозь сплошные равнодушные снега...
*) Выписать билет (проф. жаргон)
— получить бесплатную плацкарту по так называемой "форме",
то есть специальному проездному документу железнодорожника (прим.
автора)
Ещё о "вагоне"
- И каким домашним, какой бабушкиной горенкой показался на обратном
пути мирный, путный, сильно дымящий из печки "вагон". Пассажиры
— семья. В подогревателе тлеют бордовые угли, есть кипяток. Ласковая
проводница—старуха в шинели старинного покроя.
- ... В тамбуре покури, помёрзни, поскреби
толстый иней на стекле, а затем с удовольствием беги обратно в надёжное
тепло, грейся на полке и нюхай свежий аромат оттаявших окуней. Везёт
их в корзине здоровенный краснолицый дедуль-рыбак, даже тут с коловоротом
не расставшийся. Выпей с ним по пятьдесят грамм, закуси помёрзшей
булкой и послушай сказ о жизни. Фонари
нечастых станций заглянут в купе отрешённо, "вагон" без скрипа тронется,
и вновь продлится белая чернота зимней ночи. И стук, стук такой
задумчивый...
- Всем на Острежском отделении мешает "вагон". Перевод денег, да
и всё...
- И всё же "вагон" ходит.
- Я раз спросил Николаева: "Вагон-то не отменили?" Тот даже с испугом
руками своими, заимствованными вроде у сказочного лесовика, замахал:
"Нельзя, нельзя. Пассажир на нём есть." Поинтересовался у приятеля-машиниста
с Острежа: "А если "вагон" отменят?" Тот отреагировал с недовольством:
"Да разве его можно отменить? А на чём людям-то добираться? На "мерседесах",
что ли?" Сказал одному острежскому попутчику, лицо у него было,
как у сига: "А вот если отменят "вагон"?" Тот повернул ко мне сигово
лицо, уверенно промолвил: "Нет, "вагон" не отменят. Как же? На нём
ездят."
- И вот в нехитром факте регулярного обращения "вагона" усмотрелся
вдруг вот какой неожиданный вывод: если что и спасёт нас всех, так
это то, что "вагон" ходит.
- Пока ходит "вагон" — целы мы все.
-
|